Памяти Виктора Павловича Попова
– дружили с 1966 г. по …
В.П.П.
Ледник свисал и был бескраен
в хаосе глыб, развале дыр -
река крутая ледяная
пересекала скальный мир.
Я шёл и падал, шёл и падал.
Но за рекою ледяной
Горы огромная громада
восстала гордо надо мной!
И отвращение к равнине
меня пронзило. С той поры
ловил я, стоя на вершине,
улыбку будущей горы.
И ничего уже не надо:
среди бессонницы ночной
Горы огромная громада
горит и тает надо мной...
Мои следы стесали годы.
Мои маршруты не трудны
тому, кто нынче едет в горы
на зов шестёрочной стены.
Но как отрава и отрада,
взойдёт над одурью земной
Горы огромная громада -
и не прощается со мной.
( Ему не понравилось "Я шёл и падал": "Это убери!" )
***
В.П.П.
Воздух холоден, сух и недвижен.
Где я: в городе? или в горах?
Звёздный шорох предутренний слышу.
Снег искрит. Раскрывается мрак.
Шаг упруг, и движения плавны,
по-мальчишески хочется петь -
это я восхожу, богоравный,
не в толпе, а по горной тропе!
Но смыкает толпу переулок,
и меня начинают толкать...
где ты, крест одиноких прогулок
через лес к языку ледника?
Где бергшрунды, чьи странные раны
сохраняются, склоны кроша?
Нет, я в городе - злом и обманном…
Ты мне чудишься, блеск Гарваша...
***
Средь белого торчком
две льдины вдалеке -
луны унылый ком,
как реквием реке -
в полозьях снега визг –
морозный ветер гулок -
узором снеговым
изрезан переулок...
Луна лениво бдит на привязи земной -
о Боже милостивый, сжалься над луной!
Две льдины, вы о чём
печалите туман?
Одна - могильный холм,
другая - пол-холма...
Скелеты мини-гор
и память о Севане
стирает - вот и стёр! –
туман воспоминаний.
Через туман есть мост. Там я стоял - один...
бог Один, остуди воспоминанья льдин!
(У кого он вычитал про эти "скелеты"? у Гроссмана? у Мандельштама? )
Раздвинув мрак, сражались
поезда -
и гулко разъезжались
в никуда:
два света –
яркий миг - и снова тьма;
вам - эта,
нам - иная Колыма!
“...как по грибы, уходим по гроба...
и вся-то наша жизнь есть борьба !”
Мрак раздавил. Бороться надоело.
Уже во тьме
строку припомни ты:
“ДУША СМОТРЕЛА С ВЫСОТЫ
НА ЕЮ БРОШЕННОЕ ТЕЛО”.
Раздвинув мрак, усталая звезда
стучит зубами над скопленьем льда.
А где снега упали на снега,
там два креста протянуты к богам,
и знаешь что? - как только мы умрём,
мы к тем крестам отправимся вдвоём:
раздвинем мрак, стремясь в просторе белом
протянутые
приласкать кресты:
ТАК СМОТРЯТ ДУШИ С ВЫСОТЫ
НА ТО, ЧТО РАНЬШЕ БЫЛО ТЕЛОМ.
***
Всё о том же об одном сотни лет
полуночного дождя сонный бред
и пророческий рокот реки:
“Ледники на вас идут, ледники!”
Всё о том же об одном и вопрос,
что нацелен на тебя, как обрез:
как уйти от монотонных угроз
и мильонотонных низких небес?
Нам навязана без правил Игра.
За туманом не видны огоньки
и дорога, ведущая в Храм…
“Ледники на вас идут, ледники!”
Сунуть голову в песок…
всё забыть,
а спустя какой-то срок
угодить
всё под тот же убийственный пресс
отуманенных и низких небес...
***
Все через это, раньше или позже,
проходят, как на выдохе стакан:
монтажник, над реактором ничтожен,
и космонавт, уже запаянный в скафандр.
Припев: Корабль отчалил. На душе тревожно.
Но он уже отчалил, - иному не бывать!
И невозможно было, невозможно,
и невозможно было нам не рисковать!
Ты медлишь, как гвоздями приколочен.
Сквозь поры прёт, парализуя, страх!
Кто на скале живым остаться хочет,
навстречу срыву он обязан сделать шаг.
Припев.
Не рисковать - а чахнуть еле-еле?
Не рисковать, а ждать, чтоб пробил час?
“Он альпинист, а умирал в постели,” -
пускай цитируется это не про нас!
Припев.
( Почему он не терпел горные стихи Тихонова?)
***
Попов говорил о ней: "Мадам…";
мы сидели в его кухне, а над Эльбрусом зловеще висела "чечевица"…
Говорят, что время - лучший лекарь...
но тебя не исцелит оно!
...Высоко над куполом Казбека
облачное спит веретено.
Не к войне оно, не к непогоде,
а к ночным родительским слезам:
души альпинистские восходят
в облачной подлодке к небесам.
Собранные в облачной сигаре,
взором устремляются к Горе,
что себе на гОре покоряли,
миг аварии коварной просмотрев.
И за это им из лета в лето
оставаться юными дано....
высоко за конусом Казбека
облачное ждёт веретено.
© Левин Михаил Семёнович